Главная \ Статьи \ Бальная система оценки налогоплательщиков для определения выгодоприобретателя получения необоснованной налоговой выгоды
« Назад

25.01.2022 14:06

C октября 2019 года, ФНС применяется бальная система оценки налогоплательщиков для определения выгодоприобретателя получения необоснованной налоговой выгоды или, проще говоря, того, кого будут побуждать подать уточненные налоговые декларации и в отношении кого будет назначена выездная налоговая проверка.

Между тем, Письмо ФНС РФ от 29.10.2019 № ЕД-5-2/3755дсп@, утвердившее «Регламент взаимодействия налоговых органов при отработке возражений», равно как и сам регламент имеет гриф «для служебного пользования», что должно исключать ознакомление с ним налогоплательщиков. Тем не менее бальная система была раскрыта еще в 2020 году (о ней мы подробно рассказывали на своих интенсивах «Бизнес в эпоху перемен»), но сам регламент опубликован в открытом доступе не был. Гриф «ДСП» с письма и регламента снят не был, но в 2022 году они появились в сети Интернет (достоверность подтверждаем), что позволяет нам с чистой совестью рассказать о самых значимых алгоритмах работы налоговых органов при отработке разрывов по НДС.

Как ищут выгодоприобретателей:

1. Список налогоплательщиков-покупателей, в декларациях которых выявлены расхождения, направляется в управления ФНС по субъектам РФ в которых зарегистрированы покупатели и в межрегиональные инспекции по округам, в состав которых входят субъекты, в которых зарегистрированы покупатели.

2. Контрольно-аналитический отдел (КАО) управления, в срок не позднее трех рабочих дней с даты получения списков, направляет их в территориальные налоговые органы (ТНО), в которых зарегистрированы покупатели.

3. ТНО в срок не позднее 5 рабочих дней с момента получения списков, распределяет их на 4 группы:

- менее очевидные в установлении выгодоприобретателя (тоже проверяются) – АСК НДС-2 не позволяет определить сущностные компании ни на стороне продавца, ни на стороне покупателя;

- более очевидные в установлении выгодоприобретателя;

- технические;

- сущностные компании (именно их и будут побуждать подать уточненные налоговые декларации и проверять).  

4. ТНО направляет ранжированный список в управление.

5. КАО управления, в течение 15 рабочих дней, оценивает правильность ранжирования (может взносить изменения).

6. КАО ТНО получившее списки от управления, определяет роли компаний (бальная система), в том числе анализирует выписки по банку, с целью установления выгодоприобретателей, IP-адреса, соответствие вычетов движению денежных средств по счетам, анализирует наличие общехозяйственных расходов, а также цепочки до обналичивания денежных средств. 

7. КАО ТНО формирует мотивированное заключение об установленном выгодоприобретателе.

8. КАО управления в течение 10 рабочих дней проверяет заключение КАО ТНО (может не утвердить и отправить на доработку).

9. Если заключение утверждено (акцептировано):

- выгодоприобретатель состоит на учете в иных субъектах РФ – в течение 1 рабочего дня заключение направляется в МИ по КН;

- выгодоприобретатель и покупатель стоят на учете в другом субъекте РФ – в течение 1 рабочего дня управление направляет заключение в ТНО подготовившее заключение (отработка расхождения силами КАО ТНО, сформировавшими заключение, а не ТНО по месту регистрации выгодоприобретателя);

-  выгодоприобретатель стоит на учете в субъекте РФ, ТНО которого отрабатывал расхождение – в течение 1 рабочего дня управление направляет заключение в указанный ТНО (отработка расхождения силами КАО ТНО, сформировавшими заключение, а не ТНО по месту регистрации выгодоприобретателя).

10. Побуждение выгодоприобретателя.

11. Если не побудился, не представил доказательств отсутствия вины:

- до окончания КНП срок не менее 10 дней – составление акта КНП;

- КНП прошла или до ее окончания менее 10 дней - рассмотрение вопроса о назначении тематической ВНП в отношении выгодоприобретателя, который не должен превышать 3 месяца со дня акцептования. При этом должна оцениваться эффективность проверки. Две тематические ВНП за год в отношении одного выгодоприобретателя недопустимы. Составление предпроверочного анализа не требуется. Тематическая ВНП не назначается, если предполагаемые доначисления составляют менее 1/8 от средних доначислений по итогам комплексных ВНП прошлого года в расчете на каждый квартал, предполагаемый к проверке;

- если тематическая ВНП может быть низкоэффективной – заключение и материалы передаются для формирования плана комплексной ВНП.

12. Если побудился – проверка может не назначаться (но может быть и назначена). 

13. Назначение ВНП при действиях акцептированного выгодоприобретателя: 

- подача документов на реорганизацию – назначение ВНП в течение 10 рабочих дней с даты подачи документов;

- смена юридического адреса в рамках одного субъекта – назначение ВНП в течение 22 рабочих дней;

- переезд в другой субъект РФ - назначение ВНП в течение 10 рабочих дней с подачи документов.

14. Эффективный срок отработки расхождений – 6 месяцев с момента доведения списка ТНО (рекомендуемый срок, но может быть и дольше).

Сама бальная система выглядит следующим образом:

balnaya_sistema



Категории статей