« Назад 06.02.2019 22:11
Вопрос: О способах оценки размера необоснованной налоговой выгоды, выявленной в рамках налоговых проверок, и взыскании налога при изменении юридической квалификации сделки. Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 14 января 2019 г. N 03-12-11/1/746 Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения от 14.12.2018 и от 24.12.2018 и сообщает, что Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено оценивать или подтверждать правомерность (неправомерность) актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. В Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются возникающие разногласия между налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) и налоговыми органами. Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном разделом VII Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Одновременно сообщается следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 82 и статьей 87 Кодекса территориальные налоговые органы вправе осуществлять посредством выездных и камеральных налоговых проверок налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, в том числе доказывать получение необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов. Доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды осуществляется с учетом положений Кодекса и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Выявленная (доказанная в рамках выездной или камеральной налоговой проверки) необоснованная налоговая выгода в виде уменьшения налоговой обязанности предполагает ее суммовую оценку. При этом Кодекс не предусматривает закрытый перечень способов оценки размера необоснованной налоговой выгоды в целях доначисления налогов и сборов по результатам налоговых проверок и в то же время не содержит запрета на использование методов, установленных главой 14.3Кодекса, в целях определения размера необоснованной налоговой выгоды. Таким образом, методы, установленные главой 14.3 Кодекса, могут быть использованы для определения суммы необоснованной налоговой выгоды наряду с иными способами, в том числе не предусмотренными Кодексом. Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 45 Кодекса, в случае если обязанность организации по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, взыскание налога производится в судебном порядке. Вместе с тем Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 16.07.2013 N 3372/13 разъяснил, что судебный порядок взыскания налогов, доначисленных в результате переквалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, призван обеспечить судебный контроль прежде всего за законностью доначисления таких налогов. Между тем такой контроль может быть обеспечен как путем оспаривания решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, так и путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога, доначисленного таким решением. В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ничтожной сделкой признается сделка, недействительная по основаниям, установленным законом, независимо от признания ее таковой судом. В силу статьи 170 ГК РФ к ничтожным сделкам, в частности, относятся мнимые и притворные сделки. Представляется, что при наличии у налогового органа достаточных оснований проверяемые сделки могут быть квалифицированы как мнимые или притворные, являющиеся в силу прямого указания закона ничтожными либо ничтожными при наличии других обстоятельств, даже если в законе не содержится прямых указаний на ничтожность соответствующей сделки. Также обращаем внимание, что в соответствии со статьей 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. |
Категории статей
|
Новости
все
|
Главная \ Статьи \ При наличии у налоговой достаточных оснований проверяемые сделки могут быть квалифицированы как мнимые или притворные: последствия, взыскание через суд
|